Не всем автомобилям дано дожить до 43 лет – только самым удачливым. И самым лучшим.
Каким же видел потребитель шикарный представительский седан
в начале 70-х? Оказывается, примерно таким же, как и сейчас.
Удивительное дело, уже в 1965 году журналисты скептически отзывались о внешности 108-го как о старомодной и не в меру консервативной. Что ж, действительно, если поставить W108 рядом с его предшественником W112, то станет понятно, почему ворчала пресса. С дизайном решили не мудрить – отличий немного, разве что исчезли с задних крыльев ставшие уже неактуальными «акульи плавники», отголоски эпохи «детройтского барокко». Ну и фары стали двойными, не объединенными общим корпусом – многим это тоже не нравилось.
В наших руках поздняя машина 1972 года – уже через год поколение сменит следующий S-класс в кузове W116. С первого взгляда ясно, что машина предназначалась для рынка Северной Америки. Версию для США и Канады можно отличить по дополнительным габаритным огням и катафотам на боковинах кузова, а также по селектору автоматической трансмиссии, прописавшемуся на рулевой колонке, – европейские машины имели селектор в более привычном месте, между креслами.
Автомобилей этой серии, 280SEL, с удлиненной на 100 мм базой и 4,5-литровым бензиновым мотором в кузове W108 был выпущен 951 экземпляр, так что нам досталась крайне «редкая птица». В такой комплектации автомобиль стоил в Германии 28 416 марок. Для сравнения, цена классического «Жука» в том же году составляла порядка 3 500 марок.
Через широко распахнутую водительскую дверь, предварительно отомкнутую непривычно маленьким металлическим ключиком, в салон легко попадет водитель любой комплекции. Пространство внутри огромно. В подтверждение тому скажу, что на месте переднего пассажира вашему покорному слуге в среднем положении кресла даже не удалось дотянуться носками кроссовок до моторного щита.
На заднем диване – преимущества «лонга» во всей красе: можно легко закинуть ногу за ногу, на «галерку» запросто садятся три взрослых пассажира. В багажный отсек поместится много полезной поклажи, но в нашей версии отсутствует возможность перевозки длинномеров типа лыж и клюшек для гольфа – спинка заднего дивана сплошная.
На водительском месте смущает то, что нерегулируемая «баранка» изрядного диаметра закрывает приборную доску от обзора. Что ж, «nobody’s perfect», «никто не совершенен», – как говорил в кинофильме «В джазе только девушки» влюбленный миллионер Осгуд Филдинг-третий.
Для взыскательных миллионеров, которые за руль вообще-то садились нечасто, в салоне W108 припасено немало приятных сюрпризов. Центральное место на торпедо заняла интересная стереомагнитола, устанавливавшаяся за доплату (в «базе» не было никакой). Радио снабжено функцией механического (!) автопоиска, который прекращает поиск после обнаружения уверенного сигнала и продолжает сканирование эфира после повторного нажатия кнопки. И так до любимой станции.
В салоне старого «немца» можно наблюдать и другие символы наступления эпохи нового комфорта. Так, несмотря на наличие актуальных сегодня четырех дефлекторов обдува, конструкторы не отказались от форточек в передних дверях. Регулируются они с помощью особых рычажков. Четыре электростеклоподъемника в середине 1960-х даже на машину такого класса устанавливались только за доплату. Ореховая отделка интерьера тогда тоже считалась большой роскошью и была опциональной.
Дисциплинированно собираюсь пристегнуться перед поездкой. Беру в привычном месте на центральной стойке ремень безопасности и вижу в руках короткий одинарный ремешок… Владелец подсказывает, что нужно посмотреть в нижней левой части кресла (противоположной от замка). Действительно, там расположился основной ремень. Система такая – мы сначала пристегиваем двухточечный ремень, а уж потом снимаем со стойки ремешок и фиксируем его крючок в специальном отверстии у замка. Щелчок – и мы получили привычный трехточечный ремень.
Кстати, безнаказанно уехать не пристегнутым у меня все равно не получилось бы – как только заведешь машину, срабатывает примитивный в общем-то, но действенный механизм «напоминалки». Пока не потянешь за ремень, где-то над ухом будет надрываться звонок будто из советского будильника. Никаких датчиков нагрузки на креслах или скорости… Но работает ведь!
На поворот ключа машина, кажется, не реагирует. На самом деле 4,5-литровая V-образная «восьмерка» М117 тихонько себе завелась и шелестит на низких оборотах, просто работы стартера не слышно, и никаких «сонных судорог» мотор при запуске на холодную не испытывает. Как видите, в этой дисциплине «старичок» W108 ничем не хуже современных S-классов.
На ходу благообразную тишину уютного салона нарушают разве что шелестящие шины – на шумоизоляции арок все же сэкономили. Тем не менее на скорости 100 км/ч можно вести светскую беседу, не повышая голоса. Что же до разгона до «сотни», то 108-й по паспорту справляется с этим заданием за 9,4 секунды. По ощущениям, с возрастом здоровье «лошадей» под капотом ухудшилось несильно, и машина по-прежнему укладывается в норматив. «Автомат», даром что трехступенчатый, в связке с мотором работает идеально – не толкается, и трех передаточных чисел хватает, чтобы реализовать весь потенциал «восьмерки».
Паспортную «максималку» в 205 км/ч мы не проверяли, но, судя по интенсивному разгону после 120 км/ч, это снова реальные, а не «бумажные» цифры. При всем при этом расход топлива не назовешь «конским» – 11 литров на 100 км при спокойной езде и 15-16, если топтать педаль активно.
При быстром прохождении «змейки» 5-метровым автомобилем возникают противоречивые ощущения. С одной стороны, двухрычажная подвеска колес и гидропневматическая система стабилизации клиренса не дают машине сильно крениться в поворотах. С другой стороны, «длинное» рулевое управление без усилителя заставляет активно работать руками.
Но Mercedes-Benz W108 и не создавался для слаломов и ралли. В его родной стихии – на трассе – управлять автомобилем легко, машина отлично держит курс даже на не всегда ровных отечественных дорогах, руль при этом не кажется ватным или пустым. Усилия на нем ровно столько, чтобы понимать, в какую сторону смотрят колеса.
Подвеска просто покоряет – она одновременно комфортна и упруга, автомобиль не нужно ловить и возвращать на курс после волн и мелких колдобин. Лучше всего подвеска справляется с мелкими неровностями, стыками на бетонке, брусчаткой, а вот крупные ямы иногда неприятно отзываются в салоне.
Тормозная система – во вполне современном стиле. АБС еще нет, зато есть диски спереди и сзади плюс гидравлический усилитель. Мы протестировали возможности замедления на бетоне, асфальте и даже полевой дороге. При необходимости экстренной остановки тормоза отлично схватывают, а в штатных ситуациях они точно уверенно сдерживают машину – словом, ничего более и желать не приходится.
Покатавшись на W108, приходишь к неутешительным выводам. Нет, не о машине, а об автомобильной промышленности. Бедные конструкторы, ведь им уже 40 с лишним лет приходится доказывать, что они делают машины все лучше и лучше… А по-настоящему удалось продвинуться только в вопросах пассивной безопасности и удешевления в производстве отдельных агрегатов. Все остальное было у автомобилиста уже тогда, в 1972.
9,4 секунды до «сотни», 11 литров на 100 км пути, шикарная шумоизоляция, внятная управляемость и отличные тормоза… Что еще нужно? Ах да, музыку из «Вконтакте» машина не играет и пробки не отслеживает – какая досада… Но если задаться целью, то с этим справится и смартфон, подвешенный на лобовое стекло, не так ли?
Mercedes-Benz с внутризаводскими индексами W108 и W109 были представлены миру в 1965 году в рамках Франкфуртского автошоу. Модели внешне и технически идентичны, отличаются только пружинной и пневматической подвеской соответственно.
Самыми успешными рынками для них стали Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия. Всего с 1965 по 1973 год было произведено чуть более 380 000 экземпляров всех вариаций.
Как и подобает люксовому автомобилю марки, его не обошли вниманием мелкие кузовные ателье, специализирующиеся на изготовлении уникальных машин. На базе серийного седана создавались лимузин, кабриолет, ландо, универсал и даже пикап!
Такой серьезный и солидный автомобиль не мог не сыграть одну из ключевых ролей в бондиане. В фильме «Octopussy» 1983 года агент 007 в украденном «Мерсе» на пробитых шинах догоняет поезд и, как водится, меняет ход мировой истории.
Источник: kolesa.ru
Фото: Андрей Владимиров